Игрушки ручной рабо­­ты

от Елены Симоновой

Назад к списку

Виды текстильных кукол

       Текстильные куклы ручной работы в последнее время стали настоящим трендом. Конечно, об этом виде поделок известно не первый год и даже не одно столетие. Но именно сейчас они на пике популярности. Тряпичные куклы украшают дома, офисы, кафе и магазинчики, их дарят и детям, и взрослым, ими искренне восхищаются даже те, кто далек от рукоделия. И ведь есть чем восхищаться!


       В этой статье я хотела бы поделиться с вами небольшими познаниями в огромном мире текстильных кукол. Начнем с главного - по предназначению текстильные куклы делятся на игровые, коллекционные, интерьерные, обереги, куклы утилитарные . Данная классификация очень условная, т.к. очень жесткой классификации у кукол нет, та или иная кукла так и норовит плавно занять две, а то и три категории. Здесь я хочу познакомить вас с видами текстильных кукол и историями их возникновения:


1) На первом месте популярности конечно же Тильда.

Впервые эти очаровательные фигурки были созданы дизайнером из Норвегии Тони Финнангер еще в 1999 году. Выглядят эти текстильные куклы совсем необычно: продолговатое туловище, длинные ноги, вытянутое румяное лицо без рта и две точки вместо глаз делают эту куколку до странного милой и безусловно узнаваемой. Как считает сама дизайнер, эта симпатичная игрушечная леди настолько популярна потому, что служит спасением от серых будней и способна вызвать улыбку на чьем угодно лице. 



2) Большеножки или Снежки (ударение на «е»),они же Снежные куклы.

История появления текстильных кукол снежков очень интересная. Их придумала российский дизайнер Татьяна Коннэ, которая сшила кукол в качестве своей дипломной работы. Ею же разработаны и собственные выкройки куколок. И сегодня куклы-снежки стали настоящим брендом. Большеногие куклы, несмотря на то, что также являются интерьерными, имеют некоторые особенности – прежде всего, размер головы и ножек, а именно стоп. Татьяна Коннэ предлагает добавлять внутрь игрушек немного крупы или металлических горошин. Это нужно для повышения устойчивости игрушки. Почему у кукол обозначены только глаза — близко нарисованные две точки, а на щеках румяна? Из истории их создания известно, что автор снежков не знала каким именно сделать их лицо, у нее не получалось его нарисовать. И она решила, что лица у этих кукол должны быть именно такими. В среднем их рост составляет 28-30 см. Но есть и совсем маленькие куклы.



3) Тыквоголовки. 

Создатель этих куколок – популярный мастер Елена Коган. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название. Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Это Вам не глазки-точки Тильд и Снежек, здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии. На основе этих кукол создано огромное количество авторских: другие ручки-ножки, туловище, голова с носиком или без.



4) Реггеди Энн. 

Создателем этой куклы считается Джон Бартон Грюэль. Это случилось в 1914 году: маленькая дочка Джонни Грюэля – Марсела – нашла на чердаке потрепанную и всеми забытую тряпичную куклу. Грюэль рассказал дочери, что эта старая кукла принадлежала когда-то его матери, бабушке Марселы. Личико куклы от времени выцвело и стерлось. И Джонни решил нарисовать его заново. Теперь у куклы появились круглые черные глаза, треугольный красный носик и улыбающийся рот. А Марсела из старых вещей и тряпочек сшила кукле новый наряд - скромное платьице и белый фартучек. Они пришили кукле яркие, рыжие волосы. Куклу назвали «Рэггеди-Энн» (raggedy - по-английски означает "изношенный", "обветшалый"). Но через год, осенью 1915 года, случилось страшное несчастье: в школе, где училась Марсела проводили вакцинацию от оспы. С уколом девочки занесли какую-то грязь и она сильно заболела. Отец просиживал у постели Марселы часами, рассказывая ей удивительные сказки про Рэггеди-Энн. Но в этом случае медицина оказалась бессильна, и 8 ноября 1915 года Марсела умерла. Ей было всего тринадцать лет. В память о своей дочке Джонни начал выпускать этих кукол по всему свету и продолжал писать скази о ней.Как украшение на платье куклы Энн нашито тряпичное же, кукольное, сердце. На нем написано: «Я люблю тебя» ("I love you"). И это не пустяк, ведь Рэггеди Энн оживает и спешит спасти девочку.



5) Чердачные или примитивные куклы. 

 История возникновения чердачной куклы доподлинно неизвестна, существует множество разнообразных версий. Одной из самых распространенных является легенда о кукле, найденной на чердаке старой кофейни (или кондитерской). Одна бедная женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья, и пока она работала, дочь играла на чердаке с куклой. Забытая своей маленькой хозяйкой, кукла пролежала на чердаке очень долго, запылилась, пропахла кофе, шоколадом, ванилью и корицей. Прошло много лет, и уже другая девочка нашла старенькую куклу, которая стала ее любимой игрушкой. Повзрослев, девочка стала шить кукол и делать их похожими на эту первую, любимую. Существует версия о том, что примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев, которые шили их для своих детей и набивали пахучими травами. В ход шли старые, заношенные личные вещи, которые выкинуть жалко, а носить уже нельзя. По этой причине эти куклы были чумазые, страшненькие, но с приятным ароматом. Более правдоподобной выглядит мнение, что первыми создателями этих игрушек были североамериканцы, которые желая сохранить в доме частичку праздничных, рождественских ароматов шили кукол из ткани и пропитывали их раствором кофе, корицы и ванили. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь. Для этих кукол огромное множество выкроек, а также полно авторских примитивов.



6) Тряпиенсы, или тряпичные барби. 

Эти куклы пришли к нам из Японии и Кореи. Для них характерно изящное телосложение, пышные наряды, сложные прически. Лица тряпиенсов достаточно просты – прорисовываются глазки, чаще всего закрытые) и румянятся щечки. Красиво, но не так просто это сшить:) У этих очаровашек есть своя история: в 1969 году в Сеуле в бедной семье родилась девочка, ей дали имя Юнг Хи Янг (Jung Hee Young). К сожалению, родители не могли купить дочке красивых кукол, которые продавались в магазине и были очень дорогими для них. И Юнг оставалось лишь мечтать о тех прекрасных феях, которые населяли красивые витрины. Тогда она и предположить не могла, что станет сама создателем кукол. Девочка выросла, работала тележурналисткой и моделью, но март 1998 года перевернул ее дальнейшую жизнь. Юнг ждала своего первого ребенка, была на седьмом месяце беременности и большую часть времени проводила дома. Наконец-то девушка решила воплотить в реальность свою мечту. Так и получило ее творение имя Dream Doll (Кукла Мечты). Первую куклу Юнг сшила из материалов, купленных на рынке. Глаза куклы стали зеркалом ее автора. Когда Юнг было грустно – они грустили, когда девушка была счастлива – они радовались вместе с ней. Куклы стали ей настоящей семьей. С этого времени девушка шила до 12 кукол в день! «На одну куклу у меня уходит 1,5 часа, при этом ни одна из 1000 кукол не будет одета также как другая», - говорит Юнг Хи Янг. Идея стиля куклы, по ее словам, зависит от ткани, которая выбрана на наряд. За 2 месяца Юнг сшила больше 300 кукол!



7) Вальдорфская кукла 

Это творение — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины. Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях), — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека. Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.



8) Кукла- Мотанка. 

Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Появление куклы связывают с началом выращивания льна, тем самым можно сказать, что народной тряпичной кукле-мотанке около 5000 лет. Эта не простая игрушка защищала ее владельца от невзгод и неприятностей, ею пользовались в ритуалах. Для изготовления кукол можно использовать различные материалы: солому, ветки, шишки, веревки, ткань. Куклы, в свою очередь, делятся на игровые, обрядовые и обереги. Игровые могут быть как в виде человечков, так и в виде фигурок животных, но это скорее просто приятная штучка, сделанная собственными руками. Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального. 



9) Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы. 

Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские и очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение. У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы. Часто у этого вида кукол лицо выполняется в технике «текстильной пластики»…т.е. когда кажется, что лицо ее как будто вылеплено: объемный носик, глазки с веками, подбородок… А на самом деле – это текстильная пластика.



10) Куклы- Сплюшки. 

Эти куколки могут быть практически любого вида, главное, чтобы ребенку с ней было удобно играть и спать, потому что сплюшка - это ночная куколка, которая поможет быстрее и проще уложить малыша, чаще всего у таких кукол закрыты глазки. Все материалы должны быть исключительно натуральными и экологически чистыми. Также у игрушки есть потайной кармашек в который можно положить саше с травами для спокойного сна. Или же можно травы положить в один из элементов декора куклы, например в подушечку.



11) Пеппита. 

Сшить такую куклу можно из трикотажа или другой эластичной ткани телесного цвета. Волосы можно сделать из флиса оранжевого цвета, а можно попробовать создать парикмахерский шедевр из ниток, пряжи или меха. 

Но истории возникновения я найти не смогла.




12)Утилитарная кукла. 

Некоторые куклы относятся к числу утилитарных, т.е. таких, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчиненное значение. Едва ли не самым ярким примером подобного рода кукол служат куклы-погремушки народного, кустарного или промышленного производства. Утилитарной куклой является и русская «баба на чайник», выполняющая функцию грелки, а также любые предметы бытового назначения: солонки, сосуды - кумганы, тряпичные прихватки в виде куклы. В этот же ряд можно поставить и кукол – навершия для тростей, шестов и посохов, распространенных с глубокой древности.


12) Портретные куклы

Она олецетворяет собой мини копию реального человека, отображающая не только его внешние данные, но и стиль жизни, и даже характер. История возникновения портретных кукол начинается со времен каменного века, когда наши предки, успешно эволюционировавшие из животных в Homo sapiens, начали учиться логически мыслить. Люди начали делать первые попытки дать объяснение происходящим природным явлениям и изменениям: раскату молнии и восходу солнца, урожайному году и засухе, смене времен года. Начали проводиться первые ритуалы захоронения братьев по племени и религиозные обряды. Одним из элементов таких обрядов и ритуалов стала портретная статуэтка – кукла, сделанная по образу и подобию реального человека. Портретная – это несомненно авторская кукла. Каждый мастер делает акцент узнаваемости на определенных деталях – это может быть одежда, аксессуары, прорисованное лицо или детали которые присуще человеку с которого шьется кукла.


13) Авторская текстильная кукла. 

Когда-нибудь, набив руку на шитье «стандартных» кукол, мастер, приходит к созданию своей куклы. Сам создает выкройку или переделывает под себя уже имеющиеся, пробует, шьет, набивает, выкидывает, снова рисует выкройки, шьет, набивает, выкидывает, переделывает…. И в конце-концов приходит к истинно своей кукле… 





Я очень надеюсь, что эта статья поможет вам разобраться в этом сказочном мире текстильных кукол и выбрать куклу, которая будет Вам по душе! 


Если у кого-нибудь будет информация отсутствующая в моей статье, то присылайте мне на почту: elena.simonova@kukolki-radosti.ru . Я буду рада новой информации и обязательно внесу изменения в данную статью.


© 2019-2020 "Куколки для радости" от Елены Симоновой